Уфа год спустя

Многие у меня по приезде спрашивали, мол, каково тебе в Уфе-то после Лондона? С опозданием в два месяца отвечаю: конечно, непросто.

Но причина не в том, что Лондон – мировая столица, город возможностей и вообще это круто, а Уфа – провинциальный город в мутной стране. Тут скорее внутренние причины сыграли: снова надо жить с родителями, определяться с работой, придумывать новые цели в жизни и т.д. Успела отвыкнуть от погоды, людей, некоторых бытовых деталей, языка в какой-то степени. В общем, обычный стресс, вызванный адаптацией к хорошо забытому старому.

На этом про меня всё.

Теперь много букв про Уфу, ворчание про парковки и тэ дэ.

В первый же день поразили две вещи: агитационный плакат Единой России на башкирском языке и пробка у Дома профсоюзов на Карла Маркса. При виде первого сразу вспомнились агитплакаты советского времени на национальных языках республик, которые выставлялись в галерее Tate Modern в Лондоне.

Второе тоже показалось дурным знаком, и недаром. Дороги расширили, а что толку? Машин стало больше, проблема не ушла. По-прежнему вырубают деревья, по-прежнему заторы, по-прежнему на Центральном рынке, у Гостинки и на других ключевых остановках полный бардак с посадкой-высадкой пассажиров.

Что еще хуже, парковки в городе растут, как на дрожжах. Как сказала одна подруга, “они бы с такой скоростью подъезды ремонтировали”. Похоже, скоро центр Уфы станет одной большой стоянкой авто.

На Гоголя, рядом с филармонией. Тут раньше был скверик с деревьями, одно из любимых мест детских прогулок.

Около УГАТУ. Ладно хоть деревья прижились на новом месте. Жалко, не все.

На Революционной. Очередная парковка в центре города прямо под окнами жилых домов.

Советская площадь полностью отошла под машины. Те, кто не успел, паркуются где попало, ещё больше затрудняя проезд и покушаясь на тротуары.

Наверное, тут нужно оговориться сразу: да, я против вырубки деревьев, расширения дорог и новых стоянок. И да, я понимаю, что Уфа – город развивающийся и отнюдь не тихая деревенька, что машин на улицах будет много. Просто вопрос “А что дальше?” не даёт покоя. Ну ладно, давайте избавимся от всех зелёных площадок в проблемных зонах (читай “по всему центру Уфы и на дорогах, ведущих в центр”). Давайте сделаем на этих местах парковки и дополнительные полосы. Давайте будем и дальше игнорировать тот факт, что дышать в городе и так сложно и что “жить в этом городе нашим детям” – это не пустые слова.

Ну а потом что? Надеяться, что люди перестанут покупать машины? Сносить дома и вместо домов дороги строить? Снова эксперименты с направлением движения на улицах?

В общем, по мне, одним расширением дорог проблему не решить, тут замкнутый круг: шире дороги – больше автомобилей – снова пробки. Надо другие варианты искать уже вчера.

В первую очередь, развивать и улучшать систему общественного транспорта, сделать так, чтобы проезд на автобусе был удобнее и дешевле проезда на личном авто. Конечно, это дело требует гораздо больше времени, обдумывания и усилий, чем вырубка очередного сквера. Нашей республике повезло, у нас есть свой “Башавтотранс”. Они вроде и систему транспортных карт пытаются до ума довести (по крайней мере, они теперь бессрочные. Только с пополнением пока сложности).

Во-вторых, активнее думать о таких вещах, как начало работы организаций в разное время (8-9-10 часов), о школьных автобусах, о движении “подвези соседа до работы”, велосипедных дорожках. Смотреть по сторонам, где и как успешно решается этот вопрос, в общем.

А в-третьих, хочется обратиться к самим жителям республики. А не пора ли нам пешком побольше ходить? Я бешусь просто каждый раз, когда на моё замечание, что для меня нормально две-три остановки от дома (или от стоянки в стороне от офиса) до работы идти пешком, люди делают круглые глаза и говорят “Далеко же!”. Это полезно, офисные дамы и господа, для города, вашего здоровья, настроения и кошелька.

И дело тут не в том, что ездить на авто – статусно, а ходить пешком – зазорно. Все прекрасно знают, что в Европе общественного транспорта, велосипедов и сильных ног никто не стесняется. Дело в обычной лени.

Ещё из того, что привлекло внимание – кажется, начинают поднимать вопрос о жизни инвалидов в России. Пусть это пока лишь формальности, но уже первый шаг:

Обрадовало, что на Центральном рынке наконец-то появился бесплатный туалет. Прогресс.

Домов понастроили. Тоже удивительно, насколько быстро. Новое жильё – это, конечно, хорошо, но старых зданий остаётся всё меньше. Так, не буду снова бурчать. Одно только замечание: интересно, кто-нибудь подумал, где новосёлы свои машины будут ставить?..

И напоследок: забавно, как при таких изменениях некоторые вещи повторяются с завидным постоянством. Магазину Benetton, который “Хрусталь”, например, снова требуется продавец-консультант:

Advertisements

5 responses to this post.

  1. Posted by Печенище on November 14, 2011 at 08:15

    Мило))) Надо было все-таки просить полит-убежища))) как это слово правильно пишется?

    Reply

  2. Posted by Печенище on November 17, 2011 at 11:48

    Может, еще не поздно?

    Reply

  3. Считаю, что еще надо серьезно увеличивать налоги на владение автомобилем в городе. Так чтобы меньше людей могли позволить себе автомобили.
    Понимаю, что услышав такое от меня, автовладельцы покрутят у виска, а услышав такое от правительства, пойдут пикетировать, но меня бы устроило.
    При том, что я сам нет, нет, да подумываю об автомобиле.

    Reply

    • Я за. Только не совсем за владение, а за пользование, т.е. за платный въезд в центр города.

      Reply

Leave a Reply // Оставить комментарий

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: